Русские братья, объеденяйтесь!!!!

Основной форум Севастополя. В данном форуме допускается обсуждение тем, непосредственно связанных с городом Севастополем.
sva
Штрейхбрехер
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2010 6:37 pm

Сообщение sva » Чт апр 15, 2010 6:54 pm

Если бы только власти, любая паспортистка может приезжего русского пустить по адавому кругу, но за бабло пожалуйста и таких примеров полно; или русский мент придраться к приезжему русскому из ближнего зарубежья и содрать деньги. Желаю всем русским взаимопонимания и любви по отношению друг к другу, и только после этого начнут уважать русских другие. На этом я откланиваюсь.

taksist
Зав. цехом
Сообщения: 972
Зарегистрирован: Вт фев 23, 2010 6:44 pm

Сообщение taksist » Чт апр 15, 2010 6:54 pm

Пеплофф писал(а):Не обижай нацию мистер СВА. Придумай нормальный ник, а не буквы имени-отчества-фамилии и давай дружить.
Проблемка не в русских, а во власти России, которой срать на всё кроме бабла, как в принципе и в хохляндии...
ви в цій країні потрібні як кавалок гівна, що до чобота пристав. людина, яка зневажливо називає свою батьківщину не заслуговує на неї.
зі. взагалі дивуюся, скільки людей черствих, нелюдяних, невдячних від срср дісталося...виховали націю совків - батьківщину не люблять, себе не поважають на думці лише одне бабло...
Изображение
Русский язык надо позволить употреблять тем, кто этого хочет, но ни в коем случае нельзя принуждать к этому тех, кто хотел бы использовать только украинский

sva
Штрейхбрехер
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Ср апр 14, 2010 6:37 pm

Сообщение sva » Чт апр 15, 2010 6:56 pm

И не верьте провокаторам типа Жириновского и Белова- до добра русский народ они не доведут.

taksist
Зав. цехом
Сообщения: 972
Зарегистрирован: Вт фев 23, 2010 6:44 pm

Сообщение taksist » Чт апр 15, 2010 7:19 pm

sva писал(а):И не верьте провокаторам типа Жириновского и Белова- до добра русский народ они не доведут.
а ви самі хто такі будете? і русскій народ - це занадто розпливчасто.
Изображение
Русский язык надо позволить употреблять тем, кто этого хочет, но ни в коем случае нельзя принуждать к этому тех, кто хотел бы использовать только украинский

вано
Штрейхбрехер
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пт апр 16, 2010 8:43 am

Сообщение вано » Пт апр 16, 2010 9:00 am

Пеплофф писал(а):Не обижай нацию мистер СВА. Придумай нормальный ник, а не буквы имени-отчества-фамилии и давай дружить.
Проблемка не в русских, а во власти России, которой срать на всё кроме бабла, как в принципе и в хохляндии...
Любите вы себя называть государствообразующим народом, народом-богоносцем, народом с загадочной душой, а то, что при коммунистах превратили храмы в конюшни и свинарники, устроили страну воинствующего атеизма, потом в 1991 эту страну пропили, распродали, просрали и теперь во всё виновата только одна власть, но только не русский народ ???

вано
Штрейхбрехер
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пт апр 16, 2010 8:43 am

Сообщение вано » Сб апр 17, 2010 7:20 am

В центре мифа о России — миф о рус­ском народе.

Это стержневой миф, на который нанизываются все остальные в рамках мифа о стране. Есть две противоположные трактовки народа — как субъ­екта и как объекта истории. В первом случае народ рассматривается как деятельное начало, как творец истории. Во втором случае народ оказывается жерт­вой истории.


Пересекаясь с мифом о прошлом, эти два мифа рождают разные мифологии народа. Например, если мы согласны с тем, что 37-й год был чудовищным преступлением в истории, то в зависимости от того, является народ объектом или субъектом истории, мы получим две разные мифологии народа. Если народ субъект истории, то это значит, что он несет ответственность за 37-й год. Народ повинен в преступлении. Народ преступен и т.д. Если же мы исходим из того, что народ объект истории, то выходит, что он жертва 37-го года, что во всем виновата горстка палачей во главе со Сталиным, и т.д. То есть народ совершенно не несет ответственность за репрессии, а, наоборот, заслуживает сочувствия и сострадания.

Представление о характере народа является клю­чевым в мифе о нем. Русскому народу даются прямо противоположные характеристики за счет абсолюти­зации какой-либо черты национального характера. Русский народ в одних мифах сказочно терпелив, в других, наоборот, нетерпелив. В одних мифах это на­род-государственник, в других — народ-анархист (русская вольница). Народ-богоносец соседствует на одной территории со славянами-язычниками и т.д.

Для политического мифа о народе важнейшим элементом является отношение народа и власти, вос­приятие народом феномена власти. И здесь мы стал­киваемся с самыми противоречивыми характеристи­ками: от утверждений о покорности и служении го­сударству до мифа о постоянном сопротивлении народа государству.

Национальная идентичность также может иметь различные основания: от этнических (славянские народы) до религиозных (православный народ-бого­носец). В Советском Союзе идентичность русских обеспечивалась идеологией. После распада СССР Россия оказалась единственной из бывших союзных республик, которая не выдвинула собственного национального мифа. Вместо коммунистической идео­логии Ельцин попытался сформулировать новый де­мократический миф. Он же ввел в употребление по­литически корректный термин «россияне». Фактически «россияне» — это другое название «еди­ной общности — советского народа». В принципе Ельцин поступил довольно разумно, поскольку ему нужно было как-то остановить «парад суверените­тов» внутри самой России и не допустить бунта на­циональных республик. Однако результатом такой политики стал кризис национального самосознания русских. Из-за отсутствия национального мифа Рос­сия до сих пор воспринимается как усеченный вари­ант СССР. Отсюда и популярность идеи восстанов­ления СССР.

Если бы демократический миф утвердился на российской почве, то вполне возможно, что кризиса самоидентификации удалось бы избежать. По край­ней мере он был бы отложен по времени. Но дискре­дитация демократического мифа, его крах приблизи­ли наступление этого кризиса. Путин пришел к вла­сти на волне разочарования в демократии и ожидания какого-то нового мифа, который объеди­нил бы нацию. Пока таким мифом является сам пре­зидент. Однако это не является решением проблемы. Нации нужен новый миф, в рамках которого она ощутила бы свою целостность, свое предназначение в истории. В России еще нет господствующей мифоло­гии русского народа. Во многом выбор очередного официозного мифа о народе будет зависеть от того, куда качнется режим Путина. Пока сохраняется не­определенность политического габитуса режима, не будет и «главного» мифа о русском народе.

Россия оказалась у опасной черты. Воображение русского человека могут захватить мифы самого разного толка. А воспользоваться ситуацией могут силы далекие от того, что мы до сих пор называли «демократией». Рассмотрим наиболее распространенные мифы о русском народе, которые могут сыграть определенную роль в политической жизни страны.

Консерваторы придерживаются двух диаметраль­но противоположных концепций о русском народе. Например, А.Горянин «развенчивает» миф «о много-терпеливости» россиян, доказывая, что им, наобо­рот, свойственно нетерпение. «Россия — едва ли не мировой чемпион по части народных восстаний, крестьянских войн и городских бунтов»1. По мне­нию Горянина, русские — «народ, мало способный, сжав зубы, подолгу смиряться с чем-то постылым, если впереди не маячит, не манит какое-нибудь диво. Когда же наш предок видел, что плетью обуха не перешибешь, а впереди ничто не маячило и не манило, он уезжал, убегал искать счастья в другом месте. Именно эта черта русского характера сделала возможным заселение исполинских пространств Евразии»2.

Когда бежать стало некуда, русские стали искать другие формы сопротивления государству. Больше­вики пытались сломить это сопротивление: «С помо­щью самого чудовищного в истории «профилактиче­ского» террора коммунисты тайно ломали потенциал народного сопротивления. Сила карательного дейст­вия вполне адекватно отразила силу и потенциал противодействия»3.

Горянин невольно легитимизирует репрессии. Ведь либеральный миф гласит, что коммунисты губли людей зря, поскольку никакого сопротивления не было. Горянин же настаивает на обратном. Сопро­тивление было, причем очень мощное. Поэтому по­требовалось много крови, чтобы его сломить. Но и большая кровь не помогла. «Загнанное внутрь, со­противление вылилось в формы неосознанного сабо­тажа, превратив все затеи большевистских вождей в пародию и карикатуру на первоначальный замысел. Оно отразило процесс постепенного тканевого от­торжения Россией большевизма из-за их биологиче­ской несоместимости»4.

Кстати, «генетический» мотив в мифах о русском народе встречается довольно часто. На «генетику» русского народа любят ссылаться все: либералы, коммунисты, националисты, консерваторы и др. Ес­тественно, у каждого свои данные о «генетическом коде» русского народа. По Горянину, родина боль­шевизма является едва ли не самой антикоммунисти­ческой страной в мире. А 70 лет советской истории предлагается выбросить на помойку.

Режиссер Андрей Кончаловский, причисляющий себя к консерваторам, придерживается противопо­ложной точки зрения. «В России по любому поводу апеллируют к президенту, он единственный отец-спа­ситель и защитник. Опять-таки корни надо искать в культуре народа. У русских людей абсолютистское сознание... Жаль, политкорректность мешает Путину открыто сказать, что в России не может быть демо­кратии, как и еще в 90 процентах стран»5.

Кстати, сам президент придерживается схожих взглядов: «Вообще Россия с самого начала создава­лась как суперцентрализованное государство. Это за­ложено в ее генетическом коде, в традициях, в мен­талитете людей»6. Правда, непонятно, что считать «самым началом». Явно не раздробленную Киевскую Русь. Видимо, началом «суперцентрализованного го­сударства» следует признать правление Ивана Гроз­ного.

По мнению Кончаловского, природа русского на­рода неизменна: «Полагаете, если в каждом городе посадить по Лужкову, который сутками станет класть асфальт на улицах, ситуация изменится? Или, к при­меру, сетования на грязь в общественных туалетах. Дескать, как было триста лет назад на Руси, так и ос­талось. И, уверяю вас, останется, поскольку грязь в туалетах — не отсутствие культуры, а часть ее... Да, можно попытаться при помощи брутальной силы из­менить культуру. Но это удавалось немногим. Оттого мне интересны Андропов, Ярузельский, Пиночет, понимавшие, что именно культура определяет поли­тику, а не наоборот»7.

Итак, если исходить из того, что у русских «абсолютистское сознание» и поделать с этим ничего нельзя, то какой напрашивается политический вывод? Режиссер отвечает: «Для меня совершенно ясно, что рынок у нас должен быть контролируемым. Вспомните слова Столыпина, что либеральные реформы в России можно проводить только при ужесточении режима. Нельзя иначе с людьми, считаю­щими воровство нормой, а любую поблажку — сла­бостью. Нужна дубина. Кто-то должен управлять процессом, говорить, когда бежать, а когда — стоять. Людям нужно, чтобы они могли спокойно ходить ве­черами по улицам, чтобы в подъездах мочой не воня­ло, чтобы было безопасно. Но безопасность невоз­можна без органов... Органы принуждения — тормо­за, без которых быстро не поедет даже самый совершенный автомобиль. Скорость нуждается в контроле. А кому сегодня этим заниматься, если все чекисты разбежались по коммерческим структурам?.. Положение нужно менять, если хотим спасти госу­дарство.

Необходимо реанимировать налоговую ин­спекцию, милицию, ФСБ, то есть службы надзора»8. Кончаловский призывает «к дубине». И это не просто досужие размышления отдельно взятого человека, пусть и выдающегося. Это политическое требование определенной части российской элиты. Тех, кто сумел заработать не на «фабрики и пароходы», а на обеспе­ченную жизнь. Тех, кто имеет довольно высокий статус в обществе, но не чувствует себя защищенным от на­родной стихии. У этих людей угоняют дорогие маши­ны, грабят их шикарные особняки. Их убивают в своей постели, убивают их родственников и близких. Эти люди требуют от государства гарантий личной безопас­ности. Это требование политическое, поскольку вы­двигает его довольно авторитетная и многочисленная (в отличие от олигархов) часть элиты. Идейными союз­никами зовущих «к дубине» классов являются те властные группировки, которые проводят курс на усиление полицейских функций государства.

Либералы также придерживаются полярных точек зрения на русский народ. Среди «реформаторов» до сих пор продолжает бытовать точка зрения, что «на­род не тот», не подходящий для реформ. Поэтому, чтобы проводить «настоящие реформы», нужно обманывать народ. Иначе он будет «против». Такого рода философия в конечном итоге привела к краху либералов ельцинского призыва.

Есть и другой подход, который сегодня популя­рен среди тех, кто считает себя правыми (и либера­лов, и консерваторов). Суть подхода заключена в том, что народ очень даже прогрессивный, а вот эли­та никуда не годится. Например, И.Клямкин и Т.Кутковец в статье «Нормальные люди в ненор­мальной стране»9 для доказательства этого тезиса «развенчивают» мифы о русском народе. Поскольку миф взламывается только мифом, авторы в качестве объекта критики избрали т.н. «русскую систему»: «Ее основные характеристики — самодержавная власть, патернализм, закрытость страны от внешнего мира, доминирование интересов государства над интереса­ми личности, великодержавные внешнеполитиче­ские амбиции. Предполагается, что именно такая го­сударственность соответствует особенностям росси­ян как народа (их врожденной приверженности коллективизму и православным ценностям, предрасположенности к патерналистской опеке и т.д.)»10.

Мифическая «русская система» — пропагандист­ский термин, изобретенный на Западе. Он бессодер­жателен, и в этом его привлекательность. Под «рус­скую систему» можно подверстать любой политиче­ский режим. Важно другое. «Русская система» — это плохая система. Нечто вроде «империи зла». Поэто­му режим, который получит этот ярлык, — плохой режим.

Авторы статьи приводят данные социологиче­ского исследования «Самоидентификация россиян в начале XXI века», согласно которым убежденных сторонников «русской системы» в стране насчиты­вается всего 7%, а сочувствующих 22%. Между тем сторонники модернистской альтернативы составля­ют 33% при 37% сочувствующих. Из этого следует вывод: «Вектор развития российского общества во­преки распространенному мнению явно направлен в сторону, противоположную традиционализму. Общество это в большинстве своем отторгает отноше­ние к себе, как к пассивному объекту государствен­ного управления и государственной опеки. «Русскую систему» оно переросло еще при комму­нистическом режиме, что и стало главной причиной падения последнего. Дальнейшая модернизация блокируется не менталитетом населения, а россий­ской элитой, неготовой и неспособной управлять свободными людьми. Стремясь компенсировать эту свою неспособность, она реанимирует два старых мифа о русском народе»11.

«Разоблачители» создали мифологическую пару «недееспособная элита — прогрессивный народ». По­нятно, что эти два субъекта обречены на борьбу, ко­торая является главным нервом мифа: модернистски настроенный народ борется с элитой, которая навя­зывает ему ужасную «русскую систему».

Что же это за мифы, которые элита использует против своего народа? «Миф первый — о православ­ном народе-богоносце, обладающем уникальными духовными качествами, которые позволяют ему пре­тендовать на мессианскую роль в мировой истории. Но эту роль, согласно данному мифу, он может ис­полнить только благодаря безоговорочной преданно­сти и беспрекословному подчинению православному самодержавному государству, в пользу которого го­тов добровольно отказаться от своих политических и других прав»12. Вообще этот миф культивирует Генна­дий Зюганов, поскольку он составляет стержень его идеологии. Но в официальной пропаганде правосла­вие не играет существенной роли. В Кремле предпочи­тают обходить религиозные и национальные темы, а не педалировать их. Однако среди определенных кругов элиты такие воззрения действительно имеют место.

«Миф второй — о народе-«овоще», состоящем из инертных, пассивных и ленивых людей, неспособ­ных на самостоятельную и ответственную инициати­ву, и нуждающемся в поливке и окучивании посред­ством технологий пропагандистского обмана и поли­тических механизмов «управляемой демократии». Предполагается, что только при такой опеке со сто­роны власти можно ввести его в рыночную экономи­ку, к которой он исторически не готов и которую отторгает»13. Это вариация либерального мифа о «не­правильном народе», о котором говорилось выше. Исповедовавшая этот миф команда Гайдара рассмат­ривала народ не как субъект реформ, а как объект. Результаты не замедлили себя ждать. Миф о народе-«овоще» или «ботве» широко распространен среди т. н. политтехнологов. Собственно, без этого мифа невозможен был бы расцвет ПР-технологий в Рос­сии, который поражает даже видавших виды запад­ных специалистов.

Оба мифа авторы статьи опровергают данными социологического исследования. Так, с православ­ными установками себя идентифицируют всего 4,5% опрошенных, с атеистическими — 15%, а с протес­тантскими — 66%! Настоящая сенсация для страны, в которой мало кто знает, что такое протестантизм. «В стихийном массовом «протестантизме» россиян проявляются их самоидентификация с ценностями земного существования, причем здесь и теперь, а не в «светлом будущем», их потребность в индивидуаль­ной свободе при готовности считаться с ее мораль­ными и юридическими ограничениями, необходи­мыми для поддержания общественного порядка»14.

Авторы статьи заключают, что «на протяжении XX столетия в России формировался и сформиро­вался качественно иной, чем прежде, народ. Это — не результат воспитания и пропаганды. Это — ре­зультат смены ценностей. Но в России нет соответст­вующей новому качеству народа элиты»15.

Итак, в отличие от консерваторов типа Кончаловского, считающих, что народ не меняется, либе­ралы выдвигают тезис о том, что народ стал другим за годы реформ. Этот «качественно иной» народ уже не несет на себе груз прошлого и, стало быть, не от­вечает за него. Это новая общность, возникшая в ре­зультате революционной смены ценностей. Если верить данным социологического исследования, на ко­торые ссылаются авторы статьи, то русские в большинстве своем стали «стихийными протестантами», индивидуалистами и модернистами.

Таким образом, новый либеральный миф о наро­де строится на полном отрицании всего предшествую­щего социального опыта. Прошлого как бы и нет, по­скольку народ только что возник. Прошлое и настоя­щее слиты. Идет поиск путей прорыва к будущему. Главное препятствие — правящая элита. От этого ут­верждения один шаг до призыва к бунту. Если консерваторы призывают «к дубине», т.е. созданию по­лицейского государства, то либералы подталкивают общество «к топору», т.е. бунту против государства, неповиновению государству. Революционный (т.е. антигосударственный) характер либеральной мифо­логии в полной мере проявился в период конфликта вокруг НТВ. Ведь «Медиа-мост» боролся за незави­симость от государства, за свою автономность и от­крыто это декларировал. Но реализовать свою программу холдинг мог, только воюя с государством. Ре­зультат известен.

Московский мэр Юрий Лужков, которого нельзя причислить ни к либералам, ни к консерваторам, по­пытался примирить эти два похода. В своей брошюре «Российские законы Паркинсона» он пишет: «Про­блема заключается не в том, что Россия страна пло­хого народа, а в том, что она сегодня страна плохого управления. Вот в чем загвоздка»16. Загвоздка действи­тельно серьезная. Страна, правда, сумела приспосо­биться к плохому управлению — строгость россий­ских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Другая вариация этого «закона»: «Вы де­лаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем».

Лужков так описывает суть взаимоотношений власти и народа: «Мы наблюдаем две взаимосвязан­ные тенденции, две склонности российского челове­ка: потребность в вожде, царе, сильной верховной власти и потребность обязательно эту власть обма­нуть. Это вещи взаимодополняющие.

Идеальное состояние подобной системы — чтобы был царь, который плохо соображает, которого надо хвалить, опутывать, подсовывать разные кризисы и вообще всеми способами выводить из строя. Чтобы он за все отвечал и не мог сообразить, что делает. А под крышей у этого царя-вождя-кумира заниматься своими делами, не по закону, а по понятиям, то есть законам неписаным, которые воплощают единый принцип российского общежития: «Живи и жить да­вай другим»17.

Другими словами, московский мэр разделяет мнение, что у русских «абсолютистское сознание», но при этом поправляется, что народ всегда сопро­тивлялся власти, саботируя ее решения. Источник всех бед России, по Лужкову, — плохое управление, т.е. неэффективная элита. Возможно, как практик мэр Москвы и близок к истине. Но как мифотворец он явно не состоятелен. Его склонность к эклектике очень ярко проявилась в лозунге, который он выдвинул во время думской кампании 1999 года: «Работать по-капиталистически, распределять по-социалистически». Попытки совместить несовместимое, смешать разные символы заведомо обречены на провал.

Российские левые культивируют консервативные мифы о русском народе. В этом смысле они правые (по западной классификации). Коммунизм является лишь упаковкой традиционализма, устоявшимся брэндом, который умело использовал Геннадий Зю­ганов. По Зюганову: «Россия — выразитель культур­но-исторической и нравственной традиции, фунда­ментальными ценностями которой являются собор­ность, коллективизм, державность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших идеалов добра и справедливости»18. Эти «ге­нетически» заданные качества русского народа слу­жат оправданием советскому периоду истории, кото­рый предстает в розовом свете как строй, «органиче­ски» присущий русской нации. Эти же качества создают базу для критики «антинародного режима», Т.е. нетерпимого настоящего. Соответственно, буду­щее рисуется как возвращение в «светлое прошлое».

Надо отдать должное Зюганову — он создал клас­сическую мифологическую схему, которая позволяет ему удерживать значительный электорат, ничего не меняя в реальности. Зюганов использовал конструк­цию мифа о «золотом веке», но с некоторыми по­правками на политическую ситуацию после октября 1993 года. Он исключил из него революционный компонент. «Поскольку миф о «золотом веке» лишен палингенетического (революционного) аспекта, то, стихийно тяготея к циклическому восприятию вре­мени, «традиционалисты» оказываются в ситуации постоянного воспроизведения неприемлемого на­стоящего. Неизбежность невозможного в какой-то степени компенсируется для них более высокой, чем в других мировоззренческих группах, приверженностью мифу о Правде. Но фактически они оказались в онтологической ловушке: хотя настоящее невыноси­мо, нет сил прорваться к «золотому веку»... В этом смысле излюбленный тезис лидера КПРФ Г.Зюгано­ва об «исчерпанности лимита на революции в Рос­сии» блестяще иллюстрирует свойственные нынешним коммунистам онтологическое смирение и по­корность перед историей»19.

Пресловутая «расколотость» сознания россиян рождает два противоположных мифа об их религиоз­ном облике. Один миф утверждает, что русские — народ православный, народ-богоносец, Москва — это Третий Рим, т. е, преемница Византии, и т.д. Главная угроза исходит с Запада, а не с Востока. Так, идеолог евразийства Л.Гумилев превозносит выбор, сделанный Александром Невским: «Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходи­лось между Ордой, в которой погиб его отец, и Запа­дом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины». Иными словами, сделал выбор в пользу союза с Ордой.

Согласно концепции евразийства, Запад пред­ставляет для России не только военную угрозу. С За­пада идет все самое худшее — разврат, нигилизм, ре­волюции и т.д. Тезис о «загнивании Запада» выдви­нут еще в XIX веке. Другими словами, Запад угрожает нравственной, духовной жизни русских. Православие выступает в роли щита, который дол­жен оградить Россию от дурного, разлагающего влияния Запада. Россия сильна своей православной верой, своими традициями. Ее спасут «Вера, Надеж­да, Любовь», т.е. традиционные ценности. Прошлое идеализируется, служит источником положитель­ных, святых образов. Беда пришла на русскую землю в 1917 году. Но ошибку истории можно исправить, вернуть Россию на ее истинный путь.

Этот миф используется в различных вариантах коммунистами, многое заимствуют из него и те, кто относит себя к «партии власти». Но сам по себе миф о народе-богоносце не обладает достаточным энергети­ческим потенциалом, чтобы «жечь сердца» миллионов.



Есть и противоположная точка зрения. Русские — народ языческий. Православие — рабская идеология, навязанная славянам византийцами. Славяне были здоровой, свободной, сильной нацией до принятия христианства. Они жили в гармонии с природой и самими собой. Вернуться в это первородное состоя­ние — вот путь к возрождению нации. Нужно пре­одолеть как оковы коммунизма, так и оковы право­славия. Политически такого рода идеология может использоваться праворадикальными организациями. Эта мифология близка расистскому мифу об «арий­ской расе». Их объединяет культ животной, природ­ной силы и отрицание христианской морали.

Мифы о народе являются важнейшим элементом мифологии той или иной политической партии или группировки. Мифология позволяет легитимизиро­вать цели и методы политической силы, которой она используется. За политическими мифами, в особен­ности за мифами о народе, нужно всегда искать ре­альные интересы того политического класса, кото­рый их выдвигает. Важно понять, почему ему выгод­на та или иная версия мифа о русском народе и в каких целях он собирается этот миф использовать. В цитируемой выше статье Клямкина и Кутковец связь между целями элиты и мифами показана достаточно хорошо, хотя и с элементами «теории заговора».

Политическая мифология http://media.utmn.ru/

taksist
Зав. цехом
Сообщения: 972
Зарегистрирован: Вт фев 23, 2010 6:44 pm

Сообщение taksist » Сб апр 17, 2010 11:10 am

копіпастери блядь. невже так важко:
1. НАЗВА СТАТТІ
2. ЛІНК
3. ВЛАСНА ДУМКА.

кому воно потрібно - папіруси ті читати???
Изображение
Русский язык надо позволить употреблять тем, кто этого хочет, но ни в коем случае нельзя принуждать к этому тех, кто хотел бы использовать только украинский

Сеня
Site Admin
Сообщения: 2545
Зарегистрирован: Пт апр 24, 2009 4:58 pm

Сообщение Сеня » Сб апр 17, 2010 11:44 am

вано писал(а):В центре мифа о России — миф о рус­ском народе.

Это стержневой миф, на который нанизываются все остальные в рамках мифа о стране. Есть две противоположные трактовки народа — как субъ­екта и как объекта истории. В первом случае народ рассматривается как деятельное начало, как творец истории. Во втором случае народ оказывается жерт­вой истории.


Пересекаясь с мифом о прошлом, эти два мифа рождают разные мифологии народа. Например, если мы согласны с тем, что 37-й год был чудовищным преступлением в истории, то в зависимости от того, является народ объектом или субъектом истории, мы получим две разные мифологии народа. Если народ субъект истории, то это значит, что он несет ответственность за 37-й год. Народ повинен в преступлении. Народ преступен и т.д. Если же мы исходим из того, что народ объект истории, то выходит, что он жертва 37-го года, что во всем виновата горстка палачей во главе со Сталиным, и т.д. То есть народ совершенно не несет ответственность за репрессии, а, наоборот, заслуживает сочувствия и сострадания.

Представление о характере народа является клю­чевым в мифе о нем. Русскому народу даются прямо противоположные характеристики за счет абсолюти­зации какой-либо черты национального характера. Русский народ в одних мифах сказочно терпелив, в других, наоборот, нетерпелив. В одних мифах это на­род-государственник, в других — народ-анархист (русская вольница). Народ-богоносец соседствует на одной территории со славянами-язычниками и т.д.

Для политического мифа о народе важнейшим элементом является отношение народа и власти, вос­приятие народом феномена власти. И здесь мы стал­киваемся с самыми противоречивыми характеристи­ками: от утверждений о покорности и служении го­сударству до мифа о постоянном сопротивлении народа государству.

Национальная идентичность также может иметь различные основания: от этнических (славянские народы) до религиозных (православный народ-бого­носец). В Советском Союзе идентичность русских обеспечивалась идеологией. После распада СССР Россия оказалась единственной из бывших союзных республик, которая не выдвинула собственного национального мифа. Вместо коммунистической идео­логии Ельцин попытался сформулировать новый де­мократический миф. Он же ввел в употребление по­литически корректный термин «россияне». Фактически «россияне» — это другое название «еди­ной общности — советского народа». В принципе Ельцин поступил довольно разумно, поскольку ему нужно было как-то остановить «парад суверените­тов» внутри самой России и не допустить бунта на­циональных республик. Однако результатом такой политики стал кризис национального самосознания русских. Из-за отсутствия национального мифа Рос­сия до сих пор воспринимается как усеченный вари­ант СССР. Отсюда и популярность идеи восстанов­ления СССР.

Если бы демократический миф утвердился на российской почве, то вполне возможно, что кризиса самоидентификации удалось бы избежать. По край­ней мере он был бы отложен по времени. Но дискре­дитация демократического мифа, его крах приблизи­ли наступление этого кризиса. Путин пришел к вла­сти на волне разочарования в демократии и ожидания какого-то нового мифа, который объеди­нил бы нацию. Пока таким мифом является сам пре­зидент. Однако это не является решением проблемы. Нации нужен новый миф, в рамках которого она ощутила бы свою целостность, свое предназначение в истории. В России еще нет господствующей мифоло­гии русского народа. Во многом выбор очередного официозного мифа о народе будет зависеть от того, куда качнется режим Путина. Пока сохраняется не­определенность политического габитуса режима, не будет и «главного» мифа о русском народе.

Россия оказалась у опасной черты. Воображение русского человека могут захватить мифы самого разного толка. А воспользоваться ситуацией могут силы далекие от того, что мы до сих пор называли «демократией». Рассмотрим наиболее распространенные мифы о русском народе, которые могут сыграть определенную роль в политической жизни страны.

Консерваторы придерживаются двух диаметраль­но противоположных концепций о русском народе. Например, А.Горянин «развенчивает» миф «о много-терпеливости» россиян, доказывая, что им, наобо­рот, свойственно нетерпение. «Россия — едва ли не мировой чемпион по части народных восстаний, крестьянских войн и городских бунтов»1. По мне­нию Горянина, русские — «народ, мало способный, сжав зубы, подолгу смиряться с чем-то постылым, если впереди не маячит, не манит какое-нибудь диво. Когда же наш предок видел, что плетью обуха не перешибешь, а впереди ничто не маячило и не манило, он уезжал, убегал искать счастья в другом месте. Именно эта черта русского характера сделала возможным заселение исполинских пространств Евразии»2.

Когда бежать стало некуда, русские стали искать другие формы сопротивления государству. Больше­вики пытались сломить это сопротивление: «С помо­щью самого чудовищного в истории «профилактиче­ского» террора коммунисты тайно ломали потенциал народного сопротивления. Сила карательного дейст­вия вполне адекватно отразила силу и потенциал противодействия»3.

Горянин невольно легитимизирует репрессии. Ведь либеральный миф гласит, что коммунисты губли людей зря, поскольку никакого сопротивления не было. Горянин же настаивает на обратном. Сопро­тивление было, причем очень мощное. Поэтому по­требовалось много крови, чтобы его сломить. Но и большая кровь не помогла. «Загнанное внутрь, со­противление вылилось в формы неосознанного сабо­тажа, превратив все затеи большевистских вождей в пародию и карикатуру на первоначальный замысел. Оно отразило процесс постепенного тканевого от­торжения Россией большевизма из-за их биологиче­ской несоместимости»4.

Кстати, «генетический» мотив в мифах о русском народе встречается довольно часто. На «генетику» русского народа любят ссылаться все: либералы, коммунисты, националисты, консерваторы и др. Ес­тественно, у каждого свои данные о «генетическом коде» русского народа. По Горянину, родина боль­шевизма является едва ли не самой антикоммунисти­ческой страной в мире. А 70 лет советской истории предлагается выбросить на помойку.

Режиссер Андрей Кончаловский, причисляющий себя к консерваторам, придерживается противопо­ложной точки зрения. «В России по любому поводу апеллируют к президенту, он единственный отец-спа­ситель и защитник. Опять-таки корни надо искать в культуре народа. У русских людей абсолютистское сознание... Жаль, политкорректность мешает Путину открыто сказать, что в России не может быть демо­кратии, как и еще в 90 процентах стран»5.

Кстати, сам президент придерживается схожих взглядов: «Вообще Россия с самого начала создава­лась как суперцентрализованное государство. Это за­ложено в ее генетическом коде, в традициях, в мен­талитете людей»6. Правда, непонятно, что считать «самым началом». Явно не раздробленную Киевскую Русь. Видимо, началом «суперцентрализованного го­сударства» следует признать правление Ивана Гроз­ного.

По мнению Кончаловского, природа русского на­рода неизменна: «Полагаете, если в каждом городе посадить по Лужкову, который сутками станет класть асфальт на улицах, ситуация изменится? Или, к при­меру, сетования на грязь в общественных туалетах. Дескать, как было триста лет назад на Руси, так и ос­талось. И, уверяю вас, останется, поскольку грязь в туалетах — не отсутствие культуры, а часть ее... Да, можно попытаться при помощи брутальной силы из­менить культуру. Но это удавалось немногим. Оттого мне интересны Андропов, Ярузельский, Пиночет, понимавшие, что именно культура определяет поли­тику, а не наоборот»7.

Итак, если исходить из того, что у русских «абсолютистское сознание» и поделать с этим ничего нельзя, то какой напрашивается политический вывод? Режиссер отвечает: «Для меня совершенно ясно, что рынок у нас должен быть контролируемым. Вспомните слова Столыпина, что либеральные реформы в России можно проводить только при ужесточении режима. Нельзя иначе с людьми, считаю­щими воровство нормой, а любую поблажку — сла­бостью. Нужна дубина. Кто-то должен управлять процессом, говорить, когда бежать, а когда — стоять. Людям нужно, чтобы они могли спокойно ходить ве­черами по улицам, чтобы в подъездах мочой не воня­ло, чтобы было безопасно. Но безопасность невоз­можна без органов... Органы принуждения — тормо­за, без которых быстро не поедет даже самый совершенный автомобиль. Скорость нуждается в контроле. А кому сегодня этим заниматься, если все чекисты разбежались по коммерческим структурам?.. Положение нужно менять, если хотим спасти госу­дарство.

Необходимо реанимировать налоговую ин­спекцию, милицию, ФСБ, то есть службы надзора»8. Кончаловский призывает «к дубине». И это не просто досужие размышления отдельно взятого человека, пусть и выдающегося. Это политическое требование определенной части российской элиты. Тех, кто сумел заработать не на «фабрики и пароходы», а на обеспе­ченную жизнь. Тех, кто имеет довольно высокий статус в обществе, но не чувствует себя защищенным от на­родной стихии. У этих людей угоняют дорогие маши­ны, грабят их шикарные особняки. Их убивают в своей постели, убивают их родственников и близких. Эти люди требуют от государства гарантий личной безопас­ности. Это требование политическое, поскольку вы­двигает его довольно авторитетная и многочисленная (в отличие от олигархов) часть элиты. Идейными союз­никами зовущих «к дубине» классов являются те властные группировки, которые проводят курс на усиление полицейских функций государства.

Либералы также придерживаются полярных точек зрения на русский народ. Среди «реформаторов» до сих пор продолжает бытовать точка зрения, что «на­род не тот», не подходящий для реформ. Поэтому, чтобы проводить «настоящие реформы», нужно обманывать народ. Иначе он будет «против». Такого рода философия в конечном итоге привела к краху либералов ельцинского призыва.

Есть и другой подход, который сегодня популя­рен среди тех, кто считает себя правыми (и либера­лов, и консерваторов). Суть подхода заключена в том, что народ очень даже прогрессивный, а вот эли­та никуда не годится. Например, И.Клямкин и Т.Кутковец в статье «Нормальные люди в ненор­мальной стране»9 для доказательства этого тезиса «развенчивают» мифы о русском народе. Поскольку миф взламывается только мифом, авторы в качестве объекта критики избрали т.н. «русскую систему»: «Ее основные характеристики — самодержавная власть, патернализм, закрытость страны от внешнего мира, доминирование интересов государства над интереса­ми личности, великодержавные внешнеполитиче­ские амбиции. Предполагается, что именно такая го­сударственность соответствует особенностям росси­ян как народа (их врожденной приверженности коллективизму и православным ценностям, предрасположенности к патерналистской опеке и т.д.)»10.

Мифическая «русская система» — пропагандист­ский термин, изобретенный на Западе. Он бессодер­жателен, и в этом его привлекательность. Под «рус­скую систему» можно подверстать любой политиче­ский режим. Важно другое. «Русская система» — это плохая система. Нечто вроде «империи зла». Поэто­му режим, который получит этот ярлык, — плохой режим.

Авторы статьи приводят данные социологиче­ского исследования «Самоидентификация россиян в начале XXI века», согласно которым убежденных сторонников «русской системы» в стране насчиты­вается всего 7%, а сочувствующих 22%. Между тем сторонники модернистской альтернативы составля­ют 33% при 37% сочувствующих. Из этого следует вывод: «Вектор развития российского общества во­преки распространенному мнению явно направлен в сторону, противоположную традиционализму. Общество это в большинстве своем отторгает отноше­ние к себе, как к пассивному объекту государствен­ного управления и государственной опеки. «Русскую систему» оно переросло еще при комму­нистическом режиме, что и стало главной причиной падения последнего. Дальнейшая модернизация блокируется не менталитетом населения, а россий­ской элитой, неготовой и неспособной управлять свободными людьми. Стремясь компенсировать эту свою неспособность, она реанимирует два старых мифа о русском народе»11.

«Разоблачители» создали мифологическую пару «недееспособная элита — прогрессивный народ». По­нятно, что эти два субъекта обречены на борьбу, ко­торая является главным нервом мифа: модернистски настроенный народ борется с элитой, которая навя­зывает ему ужасную «русскую систему».

Что же это за мифы, которые элита использует против своего народа? «Миф первый — о православ­ном народе-богоносце, обладающем уникальными духовными качествами, которые позволяют ему пре­тендовать на мессианскую роль в мировой истории. Но эту роль, согласно данному мифу, он может ис­полнить только благодаря безоговорочной преданно­сти и беспрекословному подчинению православному самодержавному государству, в пользу которого го­тов добровольно отказаться от своих политических и других прав»12. Вообще этот миф культивирует Генна­дий Зюганов, поскольку он составляет стержень его идеологии. Но в официальной пропаганде правосла­вие не играет существенной роли. В Кремле предпочи­тают обходить религиозные и национальные темы, а не педалировать их. Однако среди определенных кругов элиты такие воззрения действительно имеют место.

«Миф второй — о народе-«овоще», состоящем из инертных, пассивных и ленивых людей, неспособ­ных на самостоятельную и ответственную инициати­ву, и нуждающемся в поливке и окучивании посред­ством технологий пропагандистского обмана и поли­тических механизмов «управляемой демократии». Предполагается, что только при такой опеке со сто­роны власти можно ввести его в рыночную экономи­ку, к которой он исторически не готов и которую отторгает»13. Это вариация либерального мифа о «не­правильном народе», о котором говорилось выше. Исповедовавшая этот миф команда Гайдара рассмат­ривала народ не как субъект реформ, а как объект. Результаты не замедлили себя ждать. Миф о народе-«овоще» или «ботве» широко распространен среди т. н. политтехнологов. Собственно, без этого мифа невозможен был бы расцвет ПР-технологий в Рос­сии, который поражает даже видавших виды запад­ных специалистов.

Оба мифа авторы статьи опровергают данными социологического исследования. Так, с православ­ными установками себя идентифицируют всего 4,5% опрошенных, с атеистическими — 15%, а с протес­тантскими — 66%! Настоящая сенсация для страны, в которой мало кто знает, что такое протестантизм. «В стихийном массовом «протестантизме» россиян проявляются их самоидентификация с ценностями земного существования, причем здесь и теперь, а не в «светлом будущем», их потребность в индивидуаль­ной свободе при готовности считаться с ее мораль­ными и юридическими ограничениями, необходи­мыми для поддержания общественного порядка»14.

Авторы статьи заключают, что «на протяжении XX столетия в России формировался и сформиро­вался качественно иной, чем прежде, народ. Это — не результат воспитания и пропаганды. Это — ре­зультат смены ценностей. Но в России нет соответст­вующей новому качеству народа элиты»15.

Итак, в отличие от консерваторов типа Кончаловского, считающих, что народ не меняется, либе­ралы выдвигают тезис о том, что народ стал другим за годы реформ. Этот «качественно иной» народ уже не несет на себе груз прошлого и, стало быть, не от­вечает за него. Это новая общность, возникшая в ре­зультате революционной смены ценностей. Если верить данным социологического исследования, на ко­торые ссылаются авторы статьи, то русские в большинстве своем стали «стихийными протестантами», индивидуалистами и модернистами.

Таким образом, новый либеральный миф о наро­де строится на полном отрицании всего предшествую­щего социального опыта. Прошлого как бы и нет, по­скольку народ только что возник. Прошлое и настоя­щее слиты. Идет поиск путей прорыва к будущему. Главное препятствие — правящая элита. От этого ут­верждения один шаг до призыва к бунту. Если консерваторы призывают «к дубине», т.е. созданию по­лицейского государства, то либералы подталкивают общество «к топору», т.е. бунту против государства, неповиновению государству. Революционный (т.е. антигосударственный) характер либеральной мифо­логии в полной мере проявился в период конфликта вокруг НТВ. Ведь «Медиа-мост» боролся за незави­симость от государства, за свою автономность и от­крыто это декларировал. Но реализовать свою программу холдинг мог, только воюя с государством. Ре­зультат известен.

Московский мэр Юрий Лужков, которого нельзя причислить ни к либералам, ни к консерваторам, по­пытался примирить эти два похода. В своей брошюре «Российские законы Паркинсона» он пишет: «Про­блема заключается не в том, что Россия страна пло­хого народа, а в том, что она сегодня страна плохого управления. Вот в чем загвоздка»16. Загвоздка действи­тельно серьезная. Страна, правда, сумела приспосо­биться к плохому управлению — строгость россий­ских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Другая вариация этого «закона»: «Вы де­лаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем».

Лужков так описывает суть взаимоотношений власти и народа: «Мы наблюдаем две взаимосвязан­ные тенденции, две склонности российского челове­ка: потребность в вожде, царе, сильной верховной власти и потребность обязательно эту власть обма­нуть. Это вещи взаимодополняющие.

Идеальное состояние подобной системы — чтобы был царь, который плохо соображает, которого надо хвалить, опутывать, подсовывать разные кризисы и вообще всеми способами выводить из строя. Чтобы он за все отвечал и не мог сообразить, что делает. А под крышей у этого царя-вождя-кумира заниматься своими делами, не по закону, а по понятиям, то есть законам неписаным, которые воплощают единый принцип российского общежития: «Живи и жить да­вай другим»17.

Другими словами, московский мэр разделяет мнение, что у русских «абсолютистское сознание», но при этом поправляется, что народ всегда сопро­тивлялся власти, саботируя ее решения. Источник всех бед России, по Лужкову, — плохое управление, т.е. неэффективная элита. Возможно, как практик мэр Москвы и близок к истине. Но как мифотворец он явно не состоятелен. Его склонность к эклектике очень ярко проявилась в лозунге, который он выдвинул во время думской кампании 1999 года: «Работать по-капиталистически, распределять по-социалистически». Попытки совместить несовместимое, смешать разные символы заведомо обречены на провал.

Российские левые культивируют консервативные мифы о русском народе. В этом смысле они правые (по западной классификации). Коммунизм является лишь упаковкой традиционализма, устоявшимся брэндом, который умело использовал Геннадий Зю­ганов. По Зюганову: «Россия — выразитель культур­но-исторической и нравственной традиции, фунда­ментальными ценностями которой являются собор­ность, коллективизм, державность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших идеалов добра и справедливости»18. Эти «ге­нетически» заданные качества русского народа слу­жат оправданием советскому периоду истории, кото­рый предстает в розовом свете как строй, «органиче­ски» присущий русской нации. Эти же качества создают базу для критики «антинародного режима», Т.е. нетерпимого настоящего. Соответственно, буду­щее рисуется как возвращение в «светлое прошлое».

Надо отдать должное Зюганову — он создал клас­сическую мифологическую схему, которая позволяет ему удерживать значительный электорат, ничего не меняя в реальности. Зюганов использовал конструк­цию мифа о «золотом веке», но с некоторыми по­правками на политическую ситуацию после октября 1993 года. Он исключил из него революционный компонент. «Поскольку миф о «золотом веке» лишен палингенетического (революционного) аспекта, то, стихийно тяготея к циклическому восприятию вре­мени, «традиционалисты» оказываются в ситуации постоянного воспроизведения неприемлемого на­стоящего. Неизбежность невозможного в какой-то степени компенсируется для них более высокой, чем в других мировоззренческих группах, приверженностью мифу о Правде. Но фактически они оказались в онтологической ловушке: хотя настоящее невыноси­мо, нет сил прорваться к «золотому веку»... В этом смысле излюбленный тезис лидера КПРФ Г.Зюгано­ва об «исчерпанности лимита на революции в Рос­сии» блестяще иллюстрирует свойственные нынешним коммунистам онтологическое смирение и по­корность перед историей»19.

Пресловутая «расколотость» сознания россиян рождает два противоположных мифа об их религиоз­ном облике. Один миф утверждает, что русские — народ православный, народ-богоносец, Москва — это Третий Рим, т. е, преемница Византии, и т.д. Главная угроза исходит с Запада, а не с Востока. Так, идеолог евразийства Л.Гумилев превозносит выбор, сделанный Александром Невским: «Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходи­лось между Ордой, в которой погиб его отец, и Запа­дом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины». Иными словами, сделал выбор в пользу союза с Ордой.

Согласно концепции евразийства, Запад пред­ставляет для России не только военную угрозу. С За­пада идет все самое худшее — разврат, нигилизм, ре­волюции и т.д. Тезис о «загнивании Запада» выдви­нут еще в XIX веке. Другими словами, Запад угрожает нравственной, духовной жизни русских. Православие выступает в роли щита, который дол­жен оградить Россию от дурного, разлагающего влияния Запада. Россия сильна своей православной верой, своими традициями. Ее спасут «Вера, Надеж­да, Любовь», т.е. традиционные ценности. Прошлое идеализируется, служит источником положитель­ных, святых образов. Беда пришла на русскую землю в 1917 году. Но ошибку истории можно исправить, вернуть Россию на ее истинный путь.

Этот миф используется в различных вариантах коммунистами, многое заимствуют из него и те, кто относит себя к «партии власти». Но сам по себе миф о народе-богоносце не обладает достаточным энергети­ческим потенциалом, чтобы «жечь сердца» миллионов.



Есть и противоположная точка зрения. Русские — народ языческий. Православие — рабская идеология, навязанная славянам византийцами. Славяне были здоровой, свободной, сильной нацией до принятия христианства. Они жили в гармонии с природой и самими собой. Вернуться в это первородное состоя­ние — вот путь к возрождению нации. Нужно пре­одолеть как оковы коммунизма, так и оковы право­славия. Политически такого рода идеология может использоваться праворадикальными организациями. Эта мифология близка расистскому мифу об «арий­ской расе». Их объединяет культ животной, природ­ной силы и отрицание христианской морали.

Мифы о народе являются важнейшим элементом мифологии той или иной политической партии или группировки. Мифология позволяет легитимизиро­вать цели и методы политической силы, которой она используется. За политическими мифами, в особен­ности за мифами о народе, нужно всегда искать ре­альные интересы того политического класса, кото­рый их выдвигает. Важно понять, почему ему выгод­на та или иная версия мифа о русском народе и в каких целях он собирается этот миф использовать. В цитируемой выше статье Клямкина и Кутковец связь между целями элиты и мифами показана достаточно хорошо, хотя и с элементами «теории заговора».

Политическая мифология http://media.utmn.ru/
Хлопцi! Все так i є як тут написано! Iнтернет брехать не стане!
Quilibet fortunae suae faber.

Закрыто

Вернуться в «Откровенно обо всём»