НОРМАНДИЯ
Турбоэлектроход “Нормандия” (“Normandie”) был построен в 1935 году в Сен-Назере и до постройки английского лайнера “Куин Елизабет” считался вторым в мире по величине пассажирским судном: валовая вместимость 83 423 рег. тонн (на 2188 т меньше чем “Куин Мэри”), длина 313,7 м, ширина 35,9 м, средняя осадка 11,2 м. Четыре паровые турбины по 47 600 л. с. позволяли “Нормандии” пересекать Атлантический океан со средней скоростью 31,2 узла. Лайнер имел 11 палуб, из которых 7 были сплошными. Судно, помимо 1285 человек команды и обслуживающего персонала, могло принять на борт 1972 пассажиров. Длина застекленной прогулочной палубы составляла 290 метров. На судне было 11 пассажирских лифтов, 11 подъемников для груза и 11 для автомашин. “Нормандия“ была гордостью Франции.
С 1935 по 1938 г. “Нормандия”, совершая трансатлантические рейсы, была обладательницей символического приза “Голубой ленты Северной Атлантики”. В начале второй мировой войны “ Нормандия”, за которой уже начали охотиться немецкие подводные лодки, нашла убежище в Нью-Йорке. В декабре 1941 г. она была передана правительству США, которое решило переделать лайнер в военный транспорт. В феврале 1942 г. работы по переоборудованию подходили к концу, и судно должно было выйти из порта через 5 дней.
9 февраля в 14 часов 30 минут один из рабочих, находившихся на главной палубе, крикнул: “Пожар!” В огромном центральном салоне, где устанавливались нары для американских солдат, пылала куча капковых спасательных поясов, которые не успели распределить по помещениям судна. Противопожарные средства на корабле еще не были подготовлены, ликвидировать пожар не удалось, и пламя быстро распространилось по главной палубе.
Все вентиляторы, двери, иллюминаторы и лацпорты были открыты для просушки свежей краски. Сильный северо-западный ветер усиливал горение. Вскоре рабочие и команда вынуждены были покинуть главную палубу. За 15 минут огонь перекинулся с главной на прогулочную и шлюпочные палубы. Спустя час корабль превратился в огромный пылающий костер. Американцы использовали для тушения все пожарные команды Нью-Йорка и портовые пожарные суда, однако лайнер горел весь день и всю ночь. На верхних палубах скопились десятки тысяч тонн воды и в 2 часа 45 минут судно, потеряв остойчивость, резко накренилось и легло на борт у пирса.
Постройка “Нормандии” обошлась французам в 65 млн. долларов, переоборудование его в военный транспорт стоило 20 млн. долларов, а стоимость по подъему из воды – 8 млн. долларов.
Проведенное американцами расследование не установило точной причины появления огня. Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Одни предполагали, что пожар возник случайно от искры при резке одной из колонн центрального салона. Другие приписывали причину пожара диверсии немецких агентов разведки. Факт диверсии подтвердили после окончания второй мировой войны.
ФОТОГРАФИИ СУДОВ